психологическая служба
Логинова Лилия Николаевна
Педагог – психолог.
Образование: Высшее психологическое
Категория: первая квалификационная категория
Основная функция педагога - психолога в школе — осуществлять психолого-педагогическое сопровождение как учащихся и их родителей, так и коллектива учителей. Многие считают, что детский и школьный психолог — это одно и то же, на самом деле это не так. Детский психолог следит за развитием ребенка с младенчества и в течение всего периода детства, а школьный сопровождает детей именно в школьной жизни.
Задачи:
1. Психолого-педагогическая поддержка обучающихся в период школьной адаптации, позволяющая им не только приспособиться к школьным требованиям, но и всесторонне развиваться и совершенствоваться в различных сферах общения и деятельности.
2. Психологическая помощь при подготовке и проведении мероприятий с использованием знаний об индивидуальных особенностях обучающихся, взаимоотношений в коллективах.
3. Развитие психолого-педагогической компетентности обучающихся, педагогов и родителей.
4. Построение на основе диагностики коррекционно-развивающей и консультативной работы.
5. Оказание психологической помощи и поддержки школьникам, испытывающим трудности в обучении, общении и психическом самочувствии.
6. Оказание психологической поддержки всем участникам образовательного процесса.
Направления работы:
- Психологическая диагностика.
Психологическая диагностика заключается в проведении фронтальных (групповых) и индивидуальных обследований учащихся с помощью специальных методик. Диагностика проводится по предварительному запросу учителей или родителей, а также по инициативе психолога с исследовательской или профилактической целью. Психодиагностическое направление включает: выявление причин неуспеваемости, анализ проблем личностного развития, оценка развития познавательных процессов и способностей, анализ текущего физического и психического состояния учащихся, профориентация, анализ межличностных отношений учащихся, анализ семейных и детско-родительских отношений.
- Психологическая коррекция (индивидуальные и групповые коррекционно-развивающие занятия).
- Психологическое консультирование.
Психологическое консультирование – это работа по конкретному запросу родителей, учителей, учащихся.
- Психологическая профилактика (вид деятельности педагога-психолога, направленный на сохранение, укрепление и развитие психологического здоровья учащихся).
- Психологическое просвещение. ( Формы работы: лекции, беседы, подборка литературы и пр.)
Психологическое просвещение заключается в том, чтобы знакомить учителей и родителей с основными закономерностями и условиями благоприятного психического развития ребенка. Оно осуществляется в ходе консультирования, выступлений на педагогических советах и родительских собраниях.
- Методическая работа
Методическая работа (повышение профессиональной квалификации, самообразование, работа с аналитической и отчётной документацией).
График работы школьного психолога:
День недели Время приёма
Понедельник 9:00 – 15:00
Вторник 9:00 – 15:00
Среда 9:00 – 15:00
Четверг 9.00 – 15.00
Пятница 9:00 – 15:00
Суббота методический день
Консультации проводятся по предварительному согласованию через классных руководителей или по личной договоренности.
Вопросы, по которым можно и нужно обращаться к школьному психологу
1. Трудности в учёбе.
2. Взаимоотношения в классе.
3. Взаимоотношения с родителями.
4. Выбор жизненного пути (будущей профессии).
5. Самоуправление и саморазвитие.
Вопросы, по которым можно и нужно обращаться к школьному психологу:
- Ø Трудности в учёбе.
- Ø Взаимоотношения в классе.
- Ø Взаимоотношения с родителями.
- Ø Выбор жизненного пути (будущей профессии).
- Ø Самоуправление и саморазвитие.
- Ø Чем может помочь Вам школьный психолог?
- Ø Выслушать Вас, уважительно относясь к Вашим чувствам, суждениям, жизненным ценностям.
- Ø Ответить на Ваши вопросы.
- Ø Помочь адаптироваться к тем обстоятельствам, которые Вы не можете изменить.
- Ø Посмотреть на проблему с другой точки зрения, искать вместе с Вами ее решение, уделив этому процессу, столько времени, сколько будет необходимо.
- Ø Найти внутренние силы, которые не всегда просто отыскать самостоятельно.
Понятие готовности к школьному обучению.
Основные аспекты школьной зрелости.
Адаптация во многом зависит от готовности ребенка к обучению в школе - желания учиться, умения общаться со сверстниками и взрослыми, способности решать сложные задачи, стремления к достижениям, самостоятельности и ответственности.
В настоящее время в психолого-педагогической науке и образовательной практике понятия «психологическая готовность к школе» является широко распространенным и активно используемым самыми различными специалистами: воспитателями детских садов, школьными учителями, практическими психологами образования, социальными педагогами и т.д. С этим понятием знакомы и родители, и даже сами дети.
Российские психологи под психологической готовностью к школьному обучению понимают необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников.
Структура психологической готовности к обучению в школе многокомпонентное образование. К числу компонентов психологической готовности к школьному обучению можно отнести психомоторную (функциональную), интеллектуальную, эмоционально-волевую, личностную (в том числе и мотивационную), социально-психологическую (коммуникативную) готовность.
Компоненты психологической готовности к обучению в школе.
- Психомоторная (функциональная) готовность.
К ней следует отнести те преобразования, происходящие в детском организме, которые способствуют повышению его работоспособности и выносливости, большей функциональной зрелости. Среди них в первую очередь требуется назвать:
- Возрастающая на протяжении всего дошкольного детства сбалансированность процессов возбуждения и торможения - позволяет ребенку более длительное время сосредотачивать свое внимание на объекте своей деятельности, способствует формированию произвольных форм поведения и познавательных процессов;
- Развитие мелких мышц руки и зрительно-моторных координации - создает основу для овладения действиями письма;
- Совершенствование механизма функциональной асимметрии мозга - активизирует становление речи как средства познания и вербально логического мышления.