Помощь детям в учебе
Дети учатся не только в школе, но и дома. Выполняя домашние задания, они закрепляют усвоенные в классе знания, расширяют и углубляют их. Поэтому успеваемость школьников зависит не только от учителей, но и от родителей. Как же помогать детям хорошо учиться?
Создание нормальных условий для выполнения домашних заданий. Прежде всего необходимо обеспечить детей учебниками и школьными принадлежностями (тетрадями, карандашами, ручками т. п.). Следует также отвести школьнику постоянное «рабочее место», где бы он мог готовить уроки. Если позволяют условия, нужно оборудовать отдельный «уголок школьника». Стол, стул, этажерка или полочка для книг — вот самое необходимое оборудование такого уголка.
Особенно заботливо родители должны относиться к оборудованию рабочего места для ребенка, начавшего учиться в школе. Делая уроки за слишком высоким столом, ребенок вынужден изгибаться в сторону, чтобы удобнее было писать. Это ведет к боковому искривлению позвоночника. Работа за слишком низким столом способствует возникновению сутулости.
Чтобы приучить учащихся к сосредоточенному, напряженному труду, во время приготовления уроков следует соблюдать тишину в комнате. Телевизор и компьютер надо выключить.
Необходимо также приучать детей к соблюдению гигиены умственного труда во время выполнения домашних заданий. Нужно следить за тем, чтобы через 40—50 минут школьники устраивали перерывы на 10—15 минут. Следует приучать школьников чаще проветривать комнату, где они занимаются, так как чистый воздух — главное условие повышения работоспособности. Нельзя разрешать им заниматься лежа или читать во время еды. Все эти на первый взгляд мелочи оказывают серьезное влияние на качество домашних учебных занятий школьников.
Надо требовать от детей, чтобы их учебники, тетради и другие учебные принадлежности были подготовлены для школы с вечера. Выполнение этого требования поможет выработать у детей аккуратность и четкость.
Помощь детям в выполнении домашних заданий. В отдельных случаях родители могут оказать помощь и в приготовлении уроков.
В семье можно иногда наблюдать две крайности: некоторые родители проявляют полное невмешательство в учебные занятия своих детей. «Это дело школы, учителей»,— рассуждают они и не оказывают помощи даже в том случае, если дети нуждаются в ней, и если родители в состоянии оказать эту помощь. Другие родители, наоборот, излишне опекают и иногда сами выполняют за детей домашние задания. И в первом и во втором случае родители поступают неправильно.
Домашние задания рассчитаны на самостоятельную работу школьников. Но родители не могут безразлично относиться к тому, как их дети выполняют уроки.
Иногда школьники, особенно младших классов, забывают или, занявшись игрой, не успевают выполнить задания. Родители должны напомнить им об этом.
Важно ежедневно контролировать выполнение домашних заданий. Надо постепенно приучать детей к самостоятельной усидчивой работе. Если ученик научится работать организованно и хорошо, надобность в повседневном контроле за-качеством, выполнения домашних заданий отпадет.
Бывают случаи, когда школьник встречает затруднения при выполнении домашних заданий (не получается задача, непонятен смысл какого-либо слова, неясна связь между отдельными событиями, явлениями и т. п.). Родители или старшие члены семьи могут и должны помочь ребенку. Нужно предложить школьнику подумать и попытаться самому еще и еще раз решить трудную задачу и только после этого помочь ему.
У учащихся младших классов полезно проверять результат: выполнения уроков: прослушать стихотворение или пересказ выученного материала, просмотреть письменную работу и т.д. Необходимо иметь в виду, что проверка результатов домашней работы школьников — это дело учителя. Но родители не могут относиться безразлично к тому, что их сын или дочь небрежно, наспех выполняют домашние задания и торопятся на улицу. Надо проверять качество выполнения учеником домашних заданий и тем самым приучать его работать аккуратно и добросовестно.
Следует поощрять совместные занятия детей: они содействуют приобретению детьми навыков коллективной работы, воспитанию у них чувства товарищеской взаимопомощи. Особенно полезны совместные занятия для отстающих учеников, а также учеников, не привыкших к усидчивой самостоятельной работе.Однако нужно следить, чтобы они работали самостоятельно и не списывали друг у друга решенные задачи или выполненные упражнения.
Иногда родители плохую успеваемость своих детей пытаются объяснить их якобы слабыми способностями. В действительности низкая успеваемость, как правило, объясняется отсутствием у школьников работоспособности, неумением работать.. А неумение работать, в свою очередь, порождает нежелание работать, приводит к потере интереса, легкомысленному отношению к учебе. Родители вместе с учителями должны выявлять причины, которые мешают детям хорошо и отлично учиться, и устранять эти причины.
В период подготовки к экзаменам необходимо свести до минимума различные поручения детям. Конечно, не следует совершенно отстранять их от труда по самообслуживанию, от участия в бытовом труде. Но этот труд не должен отвлекать от подготовки к экзаменам. На время подготовки к экзаменам следует также сократить развлечения школьников.
Воспитание у детей чувства ответственности за учебу. Успех в учебе во многом зависит от воспитания и закрепления у детей чувства ответственности за свой учебный труд. Дети не только учатся, но и играют, занимаются спортом, посещают кино, занимаются внеклассным чтением, помогают родителям в домашнем труде и выполняют другую работу.Однако среди всех этих занятий самым главным является учебная работа.
Обычно после окончания школы дети мечтают о таких профессиях, которые позволили бы им больше принести пользы. Следует разъяснять им, что для этого нужно хорошо и отлично учиться, овладевать знаниями, наукой.
Необходимо приучать детей преодолевать трудности в учебной работе. Учиться — это значит трудиться, напрягать свои силы, преодолевать трудности и препятствия. К сожалению, некоторые родители относятся к учению своих детей несерьезно. Вместо того чтобы после возвращения ребенка из школы дать ему отдохнуть, они дают ему различные поручения, требующие большого напряжения умственных и физических сил. В результате дети переутомляются и иногда не успевают выполнить задания учителей.
Родителям надо регулярно просматривать и подписывать дневники, интересоваться отметками и поведением детей в школе. Правильное ведение дневника приучает детей к аккуратности, организованности и порядку. Если родители перестают регулярно просматривать дневник, дети не записывают в них домашние задания, скрывают от родителей плохие отметки.
Необходимо следить за тем, чтобы дети не пропускали без уважительных причин занятий и не опаздывали в школу. Обучение детей в школе проводится по определенной системе и в стройной последовательности. Поэтому каждый пропущенный учеником урок нарушает нормальный ход обучения и отрицательно влияет на успеваемость. Чтобы наверстать пропущенное, ученику потом приходится работать с большим напряжением несколько дней.
Приниматься за работу ученик должен в одно и то же время, установленное в режиме дня. Нельзя разрешать ребенку готовить уроки сразу после возвращения из школы. Он должен отдохнуть, пообедать.
Необходимо следить за тем, чтобы учебники, тетради и школьные принадлежности лежали на своих местах, чтобы школьник не тратил напрасно время на их поиски. Не следует допускать, чтобы дети беспорядочно разбрасывали книги и учебные принадлежности.
Мать одной из учениц говорила на собрании родителей: «Прежде всего я прививаю дочери серьезное отношение к учению. Еще до школы я внушала ей (и внушаю сейчас), что для того, чтобы быть настоящим человеком, надо учиться на «отлично». Я очень строго слежу за успеваемостью дочери, помня о том, что, если с самого начала пустить учение ребенка на самотек, то это может иметь плохие последствия, которые потом будет трудно исправить. Несмотря на свою занятость на работе вне дома, я каждый день проверяю, как она выполняет домашние задания, и делаю ей свои замечания о том, как они выполнены и как лучше их выполнить. Помимо контроля за домашней работой дочери, я интересуюсь также ее ответами в классе: часто спрашиваю, как она отвечала на уроках.
По указанию учительницы иногда по воскресеньям я устраиваю дочери диктант и заставляю выписывать слова, в написании которых она допустила ошибки. Иногда заставляю ее решать дополнительные задачи. В случае каких-либо затруднений я прибегаю к консультации учительницы. Помимо всего этого, я интересуюсь отметками дочери. Отличным отметкам открыто радуюсь и хвалю ее, а это, в свою очередь, вызывает у нее еще большую радость и стремление еще лучше учиться».
Это действительно так. Повседневный контроль за учебной работой детей, приучение их к организованной работе необходимое условие повышения их успеваемости, вооружения их глубокими и разносторонними знаниями.