Построение взаимоотношений с детьми в случае выявления признаков употребления психоактивных веществ

Построение взаимоотношений 

с детьми в случае выявления признаков

 употребления психоактивных веществ.

 

  1. 1.     ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ УПОТРЕБЛЕНИЯ ПАВ

(наркотики, транквилизаторы, снотворные, летучие растворители)

 

Внешний вид:

   ношение темных очков в помещении

   заторможенность во время беседы или чрезмерная говорливость

   следы от в/в инъекций, подкожные кровоизлияния

   специфический запах изо рта, запах одежды

 

Последствия:

 

Внешние проявления

Причины

Ухудшение успеваемости

Быстрая истощаемость с отказными реакциями

Неспособность обобщать и выделять главное 

Снижение всех видов памяти, концентрации внимания, интеллектуальной продуктивности, умственной работоспособности 

«Застревание» на мелочах и неудачных примерах

Плохая сообразительность и бестолковость

Поверхностность суждений и легкомысленность

«Плоский» юмор

Нарушения логического мышления

Безответственность

Снижение способности к систематическому труду

Прогулы

Гедонистические установки

Нарушения волевой сферы

Колебания настроения

Повышенная возбудимость, несдержанность

Беспокойство, тревога, страх

Безучастность, подавленность

Ипохондрия

Суицидальные тенденции

Эмоциональные нарушения

Сужение, резкое изменение круга интересов

Пренебрежение к нормам поведения и государственным законам

Циничность, сквернословие, 

Жаргон, «наркоманский» сленг

Установка на нетрудовое добывание денег (воровство, выпрашивание)

Лживость, лицемерие, изворотливость

Снижение критики к своему поведению

Снижение мотивации к полезной деятельности и отказу от употребления ПАВ

Изменения в ценностно-мотивационной сфере

Неадекватность самооценки

Истеричность (демонстративность)

Обвинение в своих неудачах окружающих

Склонность к праздному образу жизни

Хамство (нарушение дистанции)

Личностная незрелость (инфантилизм)

Уходы из дома в вечернее и ночное время, исчезновение на несколько дней

Избегание общения с членами семьи

Неуважение к старшим

Конфликты

«Частная территория»

Поведенческие реакции (оппозиции, эмансипации, отказа, имитации, группировки, компенсации, гиперкомпенсации)

Замедленная  или несвязанная речь

Бледность

Снижение веса тела

Изменения аппетита

Бессонница, плохое засыпание, позднее утреннее просыпание

Упадок сил, чувство утраты энергии

Нарушение координации движений

Изменение размера зрачков (опьянение, абстиненция)

Неврологические нарушения

Особенности семьи, способствующие возникновению наркотической зависимости у детей

      Основные сферы жизни семьи, при патологическом развитии которых повышается риск возникновения наркотической зависимости у ребенка.

Родительско - детские отношения.

           Особенность родительско - детских отношений состоит в том, что они отличаются особой эмоциональной значимостью, как для ребенка, так и для родителей. Очевидно, что особенность родительского отношения изменяется в зависимости от возраста ребенка.

           Важнейшими проявлениями родительского отношения являются нежность, забота, чувствительность к потребностям ребенка, надежность, обеспечение безопасности, предсказуемость, последовательность. Эти отношения включают в себя две противоположные тенденции. Одна из них - стремление к познанию, риску, волнующим ситуациям, а другая - стремление к защите и безопасности.

         Одна тенденция побуждает ребенка к отделению от родителей и стремлению во внешний мир, в то время как другая возвращает его обратно. Умение родителя правильно поощрять эти тенденции определяет полезность родительского отношения для развития ребенка. В проблемных семьях преобладает одна из этих тенденций. В первом случае происходит эмоциональное отвержение ребенка, когда родители лишь формально играют роль воспитателей, на самом деле не интересуясь жизнью подростка. Тогда ребенок предоставлен самому себе, его потребность в любви и близких отношениях оказывается неудовлетворенной. Во втором случае, наоборот, родители следят за каждым шагом ребенка, не предоставляют ему никакой самостоятельности, считают его маленьким, берут на себя ответственность за всю его жизнь. Тогда ребенок, который раньше не пытался сопротивляться, в подростковом возрасте начинает протестовать весьма активно и разрушительно.

 

Семейная предрасположенность

        Дети, рожденные или воспитанные в семьях с алкогольными традициями, подвержены большему риску пристраститься к алкоголю и другим наркотикам. В этом свою роль, по-видимому, играют как генетические факторы, так и влияние непосредственного окружения. Например, мальчики, родившиеся в семье алкоголика, даже воспитываясь в семье, усыновившей их, подвергаются в -4 раза большему риску стать алкоголиками, чем мальчики, родившиеся в нормальных семьях.           

        Употребление алкоголя и наркотиков родителями и позитивное отношение к алкоголю; в семьях, где родители для того, чтобы расслабиться, употребляют запрещенные наркотики или много пьют (не обязательно становясь алкоголиками) имеется большая вероятность, что дети начнут употреблять алкогольные напитки в подростковом возрасте. Если родители к тому же приобщают своих детей к употреблению наркотиков, включая, конечно, и алкоголь, риск возрастает. Чем больше членов семьи употребляют алкоголь и наркотики, тем выше риск.

 

Неумелость и непоследовательность в воспитании

         В семьях, в которых родители не устанавливают четких норм поведения, в которых дети остаются предоставленными самим себе и где дисциплинарная практика чрезмерно сурова и непоследовательна, подростки подвергаются большему риску совершения правонарушений и частого употребления алкоголя и наркотиков. Здоровые, эмоционально насыщенные отношения в семье чаще всего являются фактором, предотвращающим тягу ребенка к алкоголю и наркотикам.

 

  1. 2.     ПРАВИЛА, КОТОРЫХ РЕКОМЕНДУЕТСЯ ПРИДЕРЖИВАТЬСЯ, ЕСЛИ ВОЗНИКЛО ПОДОЗРЕНИЕ В ТОМ, ЧТО ПОДРОСТОК УПОТРЕБЛЯЕТ ПАВ

 

Если у взрослого  возникли подозрения, что подросток употребляет психоактивные вещества, то наиболее оправданы следующие действия:

Общие положения

   Проанализировать факты

   Не сообщать случайным людям о подозрении (принцип «не навреди»)

   Воспользоваться поддержкой специалистов (психологи, наркологи, соц. педагоги)

Что делать родителям?

  1. Обсудить возникшую проблему на семейном совете.
  • Поговорить с ребенком, избегая угроз и применения физических мер наказания (техники доверительного общения).
  • Постараться создать доверительную обстановку – помочь ребенку рассказать о своем пристрастии к ПАВ.
  • Объяснить опасность употребления ПАВ.
  • Убедить в необходимости обследоваться, установить диагноз и возможные сопутствующие заболевания.
  1. Отвести ребенка к специалистам в области наркологии для оказания лечебной, психотерапевтической и реабилитационной помощи.
  2. Обеспечить постоянный контроль за поведением ребенка, постараться убедить его в необходимости  быть ответственным за свое состояние здоровью (модель изменения поведения).
  3. Переговорить с классным руководителем, стараться найти понимание и поддержку в осуществлении вторичных и третичных профилактических мероприятий (предотвращение повторных случаев употребления ПАВ, срывов и рецидивов заболевания).
  4. Привлекать ребенка к различным спортивным и культурно-массовым мероприятиям.
  5. Быть внимательным к поведению друзей и знакомых ребенка, понимая их возможное отрицательное или положительное влияние.

СОВЕТЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАБОТЕ                                                                                                  С ПОДРОСТКОМ В СЛОЖНЫХ СИТУАЦИЯХ

 

Рекомендации по установлению позитивного контакта.

  • Контакт глаз (но не взгляд в упор!).
  • Соблюдение «личной» дистанции: 0,5 – 1,2м.
  • «Открытая» поза:

-       развернутая к собеседнику,

-       отсутствие барьера (например: стол, стул) между собеседниками,

-       на одном уровне (оба стоя или оба сидя), 

-       избегать скрещивания рук на груди.

  • Доброжелательное, приветливое выражение лица.

 

Предпосылки, способствующие конструктивному общению:

  1. Умение понимать и принимать себя (и других) таким, какой есть. Как следствие у другого человека возникает ощущение безопасности за свою личностную территорию и формируются доверительные отношения.
  2. Умение открыто принимать чувства, мысли, идеи другого человека без ощущения обязанности делать их своими.
  3. Умение отделять друг от друга человека, позицию и проблему.
  4. Умение понимать и принимать свои чувства и эмоции.
  5. Умение говорить о своих потребностях и желаниях.
  6. Умение понимать и контролировать свои установки и стереотипы, т.е. заранее не приписывать реакцию другому человеку.
  7. Умение гибко смотреть на ситуацию.

 

 

Рекомендации по конструктивному общению

 

  • Уместность (без посторонних). 
  • Своевременность.
  • Искренний интерес к человеку.
  • Обращайте внимание на эмоции при ответах. Часто они говорят больше, чем сами слова.
  • Старайтесь поддерживать позитивный стиль разговора. Больше используйте вопросы типа: “Что стало лучше?”, “Как тебе это удалось?” и др. Даже если это не так, пусть он сам расскажет вам, как собирается исправляться.
  • Задавайте открытые вопросы (предполагающие развернутые ответы, а не односложные “да” или “нет”):

–           Мне интересно, как ты…

–           Что? Каким образом?

–           Что, тебе кажется… Что, по-твоему…

–           Как на твой взгляд…

  • Задавая вопросы, избегайте слова “почему?”. Отвечая на подобный вопрос, собеседник будет невольно защищать свою позицию. Лучше спросить “Что произошло?” или “Как это случилось?”.
  • Используйте техники эффективного слушания и психологической поддержки.

 

__________________________

 

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?